Интервью с членом жюри Созвездия Гуметом Алиевым

Аватар пользователя Nato

Вот и завершился финал отборочного тура фестиваля Йолдызлык, за которым в течение четырех дней взволнованно наблюдали участники, их родители, педагоги и руководители творческих студий и коллективов. Нелегко пришлось в это время и судьям: ведь им надо было выбрать лучших из лучших. А это совсем непростая задача.
Мне удалось побеседовать с некоторыми из членов жюри. И они охотно поделились со мной своими впечатлениями о фестивале, о критериях оценки конкурсных номеров и выступлений.

Сегодня я представляю вам Алиева Гумета Алиевича, профессора, доктора культурологии. На фестиваль Гумет Алиевич приезжает уже пятый год. На его глазах фестиваль развивается и меняется. Поэтому в первую очередь я попросила Гумета Алиевича рассказать об особенностях фестиваля 2010 года.
Гумет Алиевич Алиев

- Отличительные черты нынешнего конкурса в том, что в этом году его тематика посвящена 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. Поэтому очень много номеров, и танцевальных, и песенных, посвящено этой теме.

У нас очень много песен посвящено военной тематики, но что касается танцев, особенно их хореографической составляющей, то это была сложная задача – интересно и непримитивно раскрыть военную тему. Мне кажется, с этой задачей многие коллективы справились. Даже если взять фестиваль пятилетней давности, который тоже был посвящен Победе (на 60-летие), то на высоком уровне выступали считанные коллективы. А в этом году таких номеров было очень много, даже трудно выбирать.

Я заметил, что к военной тематике дети подошли очень творчески, сумели раскрыть такую серьезную тему, пропустили через себя и тексты, и музыку. Много было очень проникновенно исполненных песен о войне. Вот, например, как исполнила девочка песню «Журавли»: она ее до такой степени прочувствовала, что мы, взрослые люди, забыли, что это конкурс и просто слушали. Ведь для этого нужен редкий талант!

Военная тематика не только помогла детям раскрыться, но и явились своеобразным «живым учебником» истории нашей Родины. Ведь, чтобы исполнить танец или песню, необходимо войти в образ, узнать, кто написал музыку и когда, чему она посвящена и что это было за время. Отрадно, что растет поколение молодежи, которое может осмыслить наше героическое прошлое.

Хочу еще добавить, что за последние годы фестиваля поднялся уровень коллективов и исполнителей, это заметно. Фестиваль явился очень благодатной почвой для выявления и развития талантов, как самих участников, так и их педагогов. Я заметил, что коллективы, приезжающие из районов республики, стали по-другому вести себя на сцене, их репертуар и костюмы подобраны более грамотно и профессионально. И это хорошая тенденция.

- Гумет Алиевич, расскажите немного о том, как проходят обсуждения номеров. Какие критерии вы применяете к оценке?

- Обсуждение проходит очень демократично. Резких расхождений в оценках обычно не бывает. Лично я всегда смотрю не только на качество исполнения, но и на потенциал исполнителей.

Например, при оценке вокала я определяю, какова возможность для развития голоса. На конкурс в основном приходят не профессионалы, а любители. Поэтому важно увидеть, куда этот человек может расти дальше.

А в танце я оцениваю уровень ритмической подготовленности, отдельные танцевальные приемы, композицию и полифонию танца, подбор музыкального материала. Важно определить, как исполнители пропускают музыку через собственное тело, как они себя в ней ощущают. Во время исполнения номера сразу видно, как обучают детей. Ученик – это отражение педагогической деятельности, и оценка конкурсных номеров – это не только оценка исполнителя, но и педагога. Задача педагога отрепетированные жесты во время исполнения песни сделать естественными и правдоподобными. А в танце важно подобрать такие движения, с которыми дети смогут справиться.

При оценке мы также учитываем возможности, с которыми приходилось работать изначально. Например, у педагога при работе с танцевальным коллективом из дальнего села был меньше выбор среди детей, в отличие от крупного города. И работа проводилась с теми, кто пришел и хотел заниматься. Поэтому наша задача, как судей, оценить не только конечный результат выступления, но и всю ту работу, которая с этими детьми была проведена.

- Ваши пожелания Фестивалю.

- Я хочу пожелать людям, которые отдают свое сердце этому движению, чтобы власти республики их всячески поддерживали, и это движение крепло, развивалось и переросло в международное. Ведь фестиваль подобен хрупкому инструменту, который не выживет без поддержки государства.