"И больше всего меня раздражает конферанс..." Интервью с членом жюри фестиваля Созвездие-Йолдызлык Михаилом Борисовым.

Аватар пользователя Nato

Борисов Михаил Борисович – это заслуженный деятель искусств России, профессор, кандидат психологических наук, заведующий кафедры эстрадного искусства РАТИ (ГИТИС г. Москва), член жюри Созвездия-Йолдызлык. В конце одного из конкурсных дней, незадолго до своего отъезда, он ответил на мои вопросы.

Михаил Борисов и Наталья Николаева

- Михаил Борисович, какие на ваш взгляд у этого фестиваля особенности по сравнению с подобными конкурсами в России?

- Он абсолютно искренний по отношению к творчеству и к детям, в нем есть природная чистота и брезгливость по отношению к звонкам, взяткам, давлению. Он свежий как весенний ветер: здесь побеждают талантливые и те, кто нравится.

Я участвую в работе жюри, и я свободен в своем выборе, на меня никто не оказывает давления. Я поступаю абсолютно по чести и по совести, отдавая предпочтение тому или иному исполнителю.

Этому фестивалю свойственна диктатура таланта, и в наше время это встречается не так часто. Например, конкурс «Новая волна» дышит прагматизмом, коммерческим успехом и абсолютным равнодушием к молодым исполнителям. Там самое главное, как выступят уже надоевшие до оскомины звезды нашей сцены.

- А какое влияние оказывает фестиваль на участников? Ведь не всем суждено стать артистами и заниматься искусством всю жизнь.

- Для тех, кто не станет артистами, участие в фестивале не пройдет бесследно. Они всю свою жизнь будут чувствовать воздействие, которое на них оказывает искусство. Душа их становится более податливая, предрасположенная к восприятию человеческой боли, беде, эмоциям, и не только своим, но и рядом живущих людей.

Занятие искусством необходимо. И необязательно каждый должен стать артистом. Вы представляете, какой был бы ужас, если все 80 тысяч детей, прошедших через этот конкурс, становились артистами? Это и не нужно. Но занятие сценическим искусством необходимо. Недаром раньше дворянских детей учили петь и танцевать. Пение размягчает психику, а танец – тело.

- Вы отобрали несколько человек на прослушивание для поступления в ГИТИС. Поделитесь своими впечатлениями.

- Впечатления после прослушивания у меня совсем нелегкие. Все они (отобранные участники фестиваля) очень плохо читают. Пушкина никто не знает. Девушка не может прочесть ни одного лирического стихотворения на память. Читают они чудовищно. Практически никто не мог читать как следует. Видимо, в школе прививают ненависть к литературе.

- По каким критериям вы оцениваете выступления на фестивале?

- В вокале я смотрю на музыкальность, слух, природный дар пения, умение петь сердцем, а не ртом, на сценическое обаяние, пластичность и умение выразить эмоциональный смысл песни.

- Как вы считаете, не вредно ли для психики маленьких детей 4-5 лет участие в подобном конкурсе? Ведь, наверное, они очень волнуются перед каждым выступлением?

- Смотря что от них требуют. Если от них требуют результата, то это очень плохо. Как и в спорте. Как вы думаете, почему у нас нет футбола в стране? Казанский «Рубин» я не имею в виду, так как там очень много легионеров. Потому что у нас детей в футболе воспитывают сразу на результат. Им не дают возиться с мячом, сразу нужно бить вперед и не таскать мяч. И тренеру нужен результат от команды. И то же самое в искусстве: если нужен результат, если требуют сразу номер (а этого не стоит требовать от детей), то это плохо.

И больше всего меня раздражает конферанс. Это чудовищное зрелище, когда выходят на сцену эти дети без детства и повторяют тексты позапрошлой эпохи отечественной эстрады. Объявляют каких-то исполнителей, например, из Заинского района так, как-будто сейчас Алла Пугачева выйдет или Кобзон петь. И зачем так сильно кричать какие-то шутки сомнительного содержания? Они что-то такое делают, чего делать явно не рекомендуется.

-Это вы про маленьких детей говорите или про взрослых тоже?

- Я про всех говорю. Конферанс, на мой взгляд, - слабое место этого фестиваля, костыль. Конферанс предполагает импровизацию, а не повторение заученного текста. А здесь перед ребенком никто не ставит такой задачи. Может быть, он что-то бы и сказал, но ведь его убьют, если он скажет от себя.

Я видел в фойе, как какая-то педагогиня «забивала» с голоса текст в девочку, и та должна была интонацию ее повторять. А повторять эту интонацию не надо, потому что там был совершенно неграмотный подход. Она заставляла лупить по прилагательным, а в русской речи прилагательные не ударяются. Мы же не говорим, например, «вы надели красИвую кофточку». А во время выступления почему-то все время говорят: «какой прекрАсный вечер сегодня».

-И что же делать?

-Ну, исключите этот конкурс. Или, если уж так нужен конферанс, а он наверное нужен, пусть дети выходят и рассказывают о своем районе, о своем доме, о своих товарищах, о своей школе…О том, что они знают. Можно просто стихи прочитать. Но необходимо говорить о том, о чем дети могут разговаривать между собой. Я понимаю, конечно, что такого репертуара нет, но надо его создавать тогда. Нельзя же заставлять детей говорить какие-то глупости! Это ужасно.

Я это говорил на заседании жюри и вам повторяю. Это ярмарочная интонация очень фальшива. И это очень некрасиво и смешно. И даже страшно, когда человек кривляется на сцене. Такая манера сразу вызывает настороженность. Он потом и в жизни будет кривляться.

- Ваши пожелания фестивалю

Мне очень нравится этот фестиваль за то, какое огромное значение придается здесь детям. Гениальная организация! Посмотрите, сколько детей сюда привезли! Да здесь на берегу Волги надо памятник Туманову поставить! Всех разместили, свозили в аквапарк, всех наградили, никого не забыли. Мы столько номеров посмотрели, а ведь этого не было бы без должной организации.

Детям Татарстана необыкновенно повезло, что есть такой конкурс, где мы можем их заметить, выделить и направить на дальнейшее обучение.

photo

Гениально!!!!!!!!! Слова

Гениально!!!!!!!!!

Слова человека, отвергающего фальш, прагматизм. Это интервью необходимо удерживать на первой полосе сайта, пока его не прочтут все дети, а лучше, все руководители!!!
Спасибо.

photo

Наталья тоже молодец:) целый

Наталья тоже молодец:) целый день его отслеживала (а у Борисова в этот день еще и кастинг был), только вечером, после целого дня просмотров ей удалось Михаила Борисовича еще на пол часа вопросами вопросить:)

photo

+100000. Респект и так далее

+100000. Респект и так далее по тексту

photo

Обидно за конферанс(((

Обидно за конферанс(((

photo

По поводу конферанса. Я

По поводу конферанса.

Я думаю, что задание на выступление в номинации "Конферанс" должны разрабатывать и в виде лотереи раздавать организаторы за 1-2 дня до конкурса (По телефону, эл. почте, смс и тд). Вот тогда и будет раскрытие способностей детей работы в качестве конферансье. А сейчас тексты под конферанс пишутся за пол-года до конкурса, муштруются, доводятся до автоматизма. В итоге получаем "мертвый" монолог(диалог) и раздачу слонов за выученный и сказанный с выражением текст. Жюри в процессе выступлений тоже должно тестировать номинантов, подкидывать задачи, давать вводные.
Но это только мое личное мнение...

photo

Полностью согласна с тем что

Полностью согласна с тем что жюри тоже должно принимать участие в тестирование конферансье, а вот с положением надо что-то делать. Хотя тут еще немало важно понять, в каком теперь стиле работать. (Я если честно не считаю, что на этом фестивале должен быть классический конферанс, но по-моему к нему жюри более благосклонно)

photo

Просто стихи читать.... Это

Просто стихи читать....
Это уже не конферанс,лично мое мнение.

photo

не просто стихи читать,а

не просто стихи читать,а ПУШКИНА!

photo

Смысл один,весь конферанс

Смысл один,весь конферанс построить на стихах?
У единиц будет интересно,а то и вообще не у кого.

photo

Стихи читать тоже не так

Стихи читать тоже не так просто как кажется. Вот теперь думаю, "а не замахнуться ли нам с вами на Уильяма Шекспира"))))

photo

Гамлета я прочитал)))Довольно

Гамлета я прочитал)))Довольно интересно,но не думаю,что нужно из конферансье делать театральное представление)))

photo

Вас же никто и не просит

Вас же никто и не просит этого делать)) Просто нужно добавить импровизацию в речь) Я с этим полностью согласна, ведь конферансье читали заученные тексты, боялись даже слово своё вставить (малыши особенно)

photo

Ну, малыши на импровизацию и

Ну, малыши на импровизацию и не способны, слишком малы они еще для этого. (конечно есть талантливые детишки, но всё равно, это не всем подвластно)а если бы вы знали на какую импровизацию подчас идут наши дети, мне иногда кажется что эту номинацию и всерьез то никто не воспринимает, а зря.

photo

Вот!Надежда

Вот!Надежда Николаевна!Полностью с вами согласен!

photo

Потому и разделено все на

Потому и разделено все на возрастные категории. И критерии оценки в категориях разнятся.
Но КОНФЕРАНСЬЕ (от фр. conférencier — докладчик) — артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье — связать выступления различных артистов в единое действо. (ВИКИПЕДИЯ)
Остроумие есть, а таланта процентов на 5...

photo

"Остроумие есть, а таланта

"Остроумие есть, а таланта процентов на 5..." - это вы сейчас про кого?))))

photo

Это я вчера про остроумных,

Это я вчера про остроумных, но не талантливых... :):):):)

photo

Номинацию конферанс отменять

Номинацию конферанс отменять не нужно,разве интересно смотреть номера без подачи???
Мне кажется это неинтересно как жюри,так и зрителю,кстати конферансье хорошо заводят зал и настраивают его на нужную ноту.Но не могу не согласиться,что довольно много недобитого конферанса.

photo

...недобитого

...недобитого конферанса...
Хорошо сказал...

photo

Думаю сказать плохого

Думаю сказать плохого неправильно,конферанс бывает по душе и тот, который стоит довести до такого состояния,чтобы он был по душе,попросту недобитый.

photo

"Недоработанного"

"Недоработанного"

photo

Извиняюсь

Извиняюсь недоработанного,КВНовская привычка)))

photo

интересная темка, взрослая

интересная темка, взрослая